Аннотация: Представители мусульманского и христианского духовенства Киргизии после получения правительственной награды.г Фрунзе.
Информационная справка: Во время войны обращение к религиозным чувствам способствовало консолидации советского народа. В середине 1940 гг. наблюдалась некоторая либерализация религиозной политики. Процесс секуляризации был несколько приостановлен в годы Великой Отечественной Войны, ослабла антирелигиозная пропаганда. После Великой Отечественной войны советская власть отчасти сменила гнев на милость. Давление на верующих было ослаблено. Верующим были возвращены некоторые ранее отобранные властями мечети. Православной Церкви в Киргизии был возвращен Троицкий храм в Пржевальске. В 1945 году во Фрунзе (Бишкеке) на средства государства был реконструирован, а затем, в 1952 году, освящен Воскресенский собор [8]. В 1941–1943 годах были амнистированы и выпущены из тюремных застенков многие священнослужители, начали открываться приходы.
В 1943 году вопрос о своей легализации подняли православные общины в городах Оше, Пржевальске, Джалал-Абаде и в селе Беловодском. В 1944 году были восстановлены приходы во Фрунзе, Токмаке и селах Алексеевке, Калининском, Ленинском (Ошской области), Михайловском, Ново-Николаевке, Октябрьском, Советском. В 1945 году регистрацию прошли православные общины в городах Таласе, Кызыл-Кие и в селах Ананьеве, Мирза-Аке, Покровке (Иссык-Кульской области) и Покровке (Фрунзенской области), Сокулуке, Теплоключенке, Тюпе. В 1946 году обрели официальный статус приходы в селах Быстровке, Васильевке, Грозном, Ильичевке, Ивановке, Ключевке, Кок-Янгаке, Семеновке и в городах Канте и Сулюкте.
Православные общины Киргизии были легализованы и зарегистрированы решением Совмина. К 1946 году на юге Киргизии действовало девять приходов, на севере – двадцать три.
Источник: ЦГА КФФД КР