Государственные объединения на Тянь-Шане в XIII в

В начале XIII в. из среды монгольских князей выдвигается Темучин, которому удалось к этому времени покорить меркитов, майманов, татар и другие племена.. Успешные войны Темучина привели к тому, что в 1206 г. курултай (съезд) монгольских феодалов провозгласил его императором и дал ему имя Чингиз-хана.

В 1207 г. Чингиз-хан отправил своих послов к киргизским племенам, обитавшим в верховьях Енисея, требуя покориться ему. Феодально-родовая знать киргизов без сопротивления признала власть Чингиз-хана.

Беспрерывные войны монгольских захватчиков и ясак (налоги) ложились тяжёлым временем на плечи трудящихся масс киргизов, разоряя хозяйство бедняков. Недовольство киргизов становилось всё сильнее.

В 1218 г. они открыто выступили против владычества монгольских завоевателей..

Чингиз-хан, считая восстание киргизов опасным для упрочения господства монголов на севере, решил быстро и жестоко подавить его. С этой целью на Енисей было отправлено сильное монгольское войско под командованием старшего сына Чингиз-хана - Джучи. Монголы прошли через всю территорию киргизов и жестоко подавили восстание.

Нашествие монголов на Семиречье и Среднюю Азию было исключительно жестоким. Монгольские войска уничтожали селения, разрушали каналы, даже храмы превращали в руины, непокорных жителей убивали или уводили в плен. Экономика народов, живших на территории современной Киргизии, была сильно подорвана. Завоеватели захватили много скота, а жителей насильно заставляли работать для нужд монгольских войск.

В результате завоеваний Чингиз-хана образовалась обширная военная империя, простиравшаяся от Тихого океана до Чёрного моря. Чингиз-хан считал её собственностью своего рода и ещё при жизни разделил между сыновьями на «улусы». Территория современного Кир-гизитана и большая часть Средней Азии составляли владения его второгосына - Чагатая. Коренные земли монголов, земли енисейских киргизов находились под управлением самого Чингиз-хана. Эту часть Монгольской империи наследовал его младший сын - Тулуй.

Власть Чагатая и его потомков в Семиречье продолжалась до 40-х гг. XIV в. В этот период на территории Средней Азии происходили разоритель-ные феодальные войны, в результате которых земледельческая культура в Семиречье пришла в окончательный упадок, а города совершенно исчезли. Заброшенные поля превращались в пастбища, нужные монголам для разведения скота.

В период вторжения монголов в Среднюю Азию значительная часть киргизов перекочевала с Енисея на нынешнюю их территорию. Но, находясь под монгольским игом, киргизы на Тянь-Шане были сильно ослаблены как экономически, так и политически и самостоятельной роли играть не могли.

В середине XIII в. внук Чингиз-хана Батый образовал сильное государство - Золотую Орду, от которой зависели русские княжества и среднеазиатские владения. Но к концу XIV в. из-за феодальной раздробленности, междоусобных войн, а также освободительной борьбы покорённых народов Золотая Орда пришла в упадок. В 1380 г. полчища золотоордынского правителя Мамая были разгромлены на Куликовом поле войсками московского князя Дмитрия Донского. В тот же период Золотой Орде был нанесён удар и со стороны могущественного правителя Средней Азии Тимура.

Родовые объединения кыргызов.
В 13—15 вв. тенир-тооские кыргызы ассимилировали в себе представителей соседних и живущих вместе с кыр-гызами др. местных тюркских народов, в т.ч. отюреченных согдийцев, немногочисленных потомков сирийцев, аравийско-иранских переселенцев, начавших отюречиваться монголов. Основа нынешних кыргызов Ала-Тоо состояла из кыргызов, известных по истории из древнейших времён. Компоненты всех тюркских народов, история к-рых связана с Центральной (Внутренней И Средней) Азией, сохранились в ассимилированном виде у нынешней кыргызской нации, к-рое подтверждается в эпосе «Манас»; в легендах о родословиях, родовые этнонимы (кыпчак, дёо-лёс, жедигер, ногой, катаган, сарт, тердеш, чала казак, туркмен, уйгур, кытай, монолы и др.). В кыргызских легендах Карахан, Огузхан, Ата-Тюрка описываются как предки-родоначальники народа. В разные периоды истории родиной кыргызов указывается с востока — Енисей, Селенга, Орхон, весь Алтай; в центральных районах — горные хребты Тенир-Тоо (горы Ала-Тоо, находящиеся на территории Кыргызстана, часть этой горной системы, а вторая часть — Улуу-Тоо (Великие Горы) осталась на территории кашгарских кыргызов); на западе — Памир, Бадахшан, Ходжент, некоторые части Ферганской долины, Жизакские горы. Именно в пределах этой огромной территории кыргызы вместе с остальными тюркскими народами прошли тернистый путь истории, не переставая развиваться.



Как и у др. родственных народов, также у кыргызов широко использовалась при создании кыргызских родовых объединений система политического правления, унаследованная от древних хуннов. Например, разделение кыргызов на два крыла правое и левое напоминает дуалистическую систему правления хуннов. В труде Сайф ад-Дина Аксыкента «Маджму ат-таварих» (16 в.) высказывается мнение, что кыргызы во время войны против каракитайцев (12 в.) разделились на два крыла. Др. легенды относят время разделения на два крыла на более ранний период, связывая с древнейшими эпохами. Была центральная власть (ичкилик), двойно-парная система управления. Эти три раздела в поздних родовых объединениях сохранились лишь формально. В традиционном (каноническом) родословии в правое крыло кыргызов (согласно легенде они ведут начало от Ак уула) входят тагай, адыгине, мунгушские родовые объединения, а к левому крылу относятся: (они распространились от Куу уула) саруу, кушчу, мундуз, басыз, кытай, жетиген, тёбёй, чон багыш и др. роды; ичкиликское родовое объединение образовано от кыпчаков, найманов, тейитов, кесеков, бостонов, нойгутов, тёолёсов и аватов. Каждое крупное родовое объединение в свою очередь разделялось на множество мелких подродов. Например, тагайское родовое объединение состоит из мелких подродов, сарыбагыш, бугу, солто, тынымсеит, саяк, черик, баарын, жедигер, азык, багыш, монолдор; а родовое объединение адыгине — из мелких подродов жору, бёрю, баргы, карабагыш, сарттар; мунгушское объединение — из жагалмайского и коштамгинского родов. Каждый кыргыз обязан был знать своих предков до седьмого колена. Родословников особо чтили среди народа как достойных самого высокого уважения людей.

Родословие является зеркалом взаимоотношений разных родов и межэтнических связей разных народов. Впрочем, данные родословия требуют критического к себе отношения. При этом надо учитывать, что существует немало родов, к-рые одновременно числятся в нескольких родовых объединениях, а также то обстоятельство, что в средние века кыргызы в Центральной Азии входили в составы разных государств, особенности разделения кыргызских групп по своим политическим ориентациям и т.д.

Скан их книги "История Киргизии" 1963 года Института истории Академии наук Киргизской ССР