Охотник с карамултуком возле убитого барса

Охотник с карамултуком возле убитого барса. Фото: 1919 год

Информационная справка: Карамульту́к, реже карамылты́к — длинноствольное фитильное ружьё у азиатских народов (Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан…) примерно XIX — начала XX века. В тюркских языках слово «кара» означает чёрный (здесь противопоставляется украшенному оружию), «мылтык» — винтовка, ружьё.

В Центральной Азии оружие с фитильным замком, простейшим механизмом для воспламенения заряда, применяли до начала XX в. У "карамультука" характерный изогнутый приклад и очень длинный ствол. K ружью прикрепляли две деревянные сошки, на которые при стрельбе опиралось это громоздкое оружие.

Историческая справка: С конца прошлого века снежный барс на территории -Семиречья был одним из регулярно промышляемых видов животных . Охота на него велась безусловно, и раньше, но массовый характер она приобрела именно в последнее столетие, когда наряду с капканными орудиями лова широко распространилось усовершенствованное огнестрельное оружие.

В 1884—1910 гг. ежегодно заготавливалось в среднем около 60 шкур ирбиса; в 1886 г. число их бьпо максимальным —142 . Надо сказать, что уже в это время заготовки начали постепенно снижаться. Заметнее же всего сократились заготовки в 1936— 1955 гг., когда уровень их, в сравнении с прежним уменьшился в Киргизии и Казахстане вдвое . Подобная динамика отмечалась и в Таджикистане (Слудский, 1973). Резкое снижение заготовок шкур здесь наблюдалось в 60-е годы, когда вместо 37 животных в год в среднем стали добывать 8.

В целом на территории Киргизии, Таджикистана и Казахстана за 1884—1968 гг. было добыто не менее 2350 особей, из них 1131 (48,1%)—до 1911 г. Среднегодовая добыча зверей при этом постепенно снижалась . На международном пушном аукционе в Ленинграде в 1956 г. наша страна смогла предложить для продажи лишь немногим более 100 шкур барса, а в 1967 г. - только 10, тогда как в начале века на Нижегородской ярмарке в России продавалось до 500 шкур (Покровский, 1976; Сосновский, 1987).



Историческая справка: Охота, бывшая в древности одним из основных занятий киргизов, еще в XIX в. являлась значительным подспорьем в их трудовых хозяйствах. В фольклоре сохранились воспоминания о том, что в отдельных случаях охотники снабжали мясом бедные аилы или небольшие общины. Доказательством большого значения охоты в прошлом служит киргизский народный календарь, в котором пять месяцев носят названия промысловых животных: оленя (бугу), горного козла (теке), архара (кулжа) и самца косули (чын куран, т. е. истинный куран, и жалган куран, т. е. ложный куран).

Охотились с ловчими птицами и с ружьями, ставили тарелочные капканы (железные) и силки. Значительное распространение до Октябрьской революции имели фитильные ружья с деревянными сошками, но уже появлялись шомпольные ружья и берданки. Объектами охоты были горные бараны, козлы, косули, медведи, волки, лисицы; в первой половине XIX в. была распространена охота на маралов, рога которых, добытые в определенное время года, высоко ценились в Китае; их скупали у киргизов китайские купцы. Киргизы славились как искусные, исключительно меткие стрелки и неутомимые охотники.

В старину на горных баранов и козлов устраивались иногда коллективные облавы, напоминающие такие же способы охоты у таджиков. Охотники, как и пастухи, для ходьбы в горах пользовались особыми приспособлениями из конских копыт (тай туяк), которые пристегивались к подошвам сапог. У них были «ступающие», круглой или четырехугольной формы, лыжи (жапкак) и железные приспособления типа «кошек» (темир покой) для ходьбы по скалам.У киргизов существовал обряд посвящения в охотники. Применялись заговоры на дичь.