Фрунзе. Возле кинотеатра Ала-Тоо

Возле кинотеатра "Ала-Тоо" Фото: 1947 год

Аннотация: Председатель Верховного суда Киргизской ССР Ф. Кыдырбаева(справа) на возле кинотеатра "Ала-Тоо" город Фрунзе

Информационная справка: Отечественная система юстиции берет начало с 15 ноября 1917 года, когда в Ташкенте, 3 краевой съезд Советов рабочих солдатских и крестьянских депутатов рассмотрел вопрос о создании краевого правительства, в котором было создано несколько комиссариатов, и среди них, комиссариат юстиции. Однако на путь самостоятельного развития система юстиции встала с образованием автономной, а впоследствии, и союзной республики.

C 7-12 марта 1927 г. в здании исторического музея проходил Учредительный съезд Киргизской АССР, где была принята Декларация о создании КАССР. Вслед, состоялась первая сессия Центрального Исполнительного Комитета, в ходе которой председателем ЦИК был избран А.Орозбеков, председателем СНК – Ю.Абдрахманов, а Народным комиссаром юстиции стал Ташмухамед Худайбергенов.

Приказом Наркома юстиции КАССР от 3 октября 1928 года № 1 были созданы следующие штатные отделы: отдел прокуратуры, общий отдел, отделения суда по уголовным и гражданским делам.

Верховный суд КАССР находился в полном подчинении Народного комиссариата юстиции КАССР, который осуществлял надзор за исполнением законодательства судебными учреждениями, прокуратурой, следственными органами. Особое внимание уделялось выполнению основной задачи – охране правопорядка и законности.

Наркомат юстиции исполнял следующие функции: издавал приказы юридического характера, готовил законопроекты, разрабатывал и осуществлял меры по развитию судебно-следственного аппарата, осуществлял общее руководство исправительно-трудовым комитетом, выносил заключения по законам СССР и РСФСР.

25-30 апреля 1929 года произошло важнейшее историческое событие в жизни кыргызского народа – на втором Республиканском съезде КАССР была принята первая Конституция, послужившая укреплению основ государственного строя, определению гражданских прав и обязанностей.

Для подготовки кадров для наркомата юстиции были открыты шестимесячные юридические курсы, в последующем, преобразованные в постоянно действующую годичную правовую школу, по окончании которой выпускники направлялись на прокурорскую, судебно-исследовательскую работу. В середине 1936 г. в связи с изменением структур НКЮ СССР и Верховного суда СССР от системы НКЮ КАССР отделяются Верховный суд КАССР, а затем и республиканская прокуратура.

5 декабря 1939 г. произошло другое важное историческое и политическое событие – КАССР была преобразована в Киргизскую Советскую Социалистическую Республику. В декабре 1940 г. была утверждена структура наркомата юстиции. В дополнение к существующим отделам при наркомате образовались контрольно-инспекторская группа, секретариат и архивный отдел, а областные управления НКЮ состояли из судейского сектора, отдела кадров, финансово-хозяйственного сектора и секретариата.

На наркомат юстиции КССР возлагалось исполнение следующих задач:

1. контроль за исполнением судами положений о судебном устройстве, уголовного, гражданского и процессуального кодексов, а также за обеспечением объединенной судебной практики;

2. руководство организацией судебной системы, выборами судей и организационно-хозяйственным обслуживанием судов;



3. контроль и инструктаж судебных учреждений;

4. общее руководство и контроль за деятельностью производственно-товарищеских, аильных, сельских общественных судов;

5. судебная статистика и учет лиц, лишенных избирательных прав судом;

6. контроль за исполнением законодательства;

7. общее руководство и контроль нотариата;

8. руководство и подготовка изданий правовой литературы на кыргызском языке;

9. ведение дел по кодификации законов КССР, подготовка заключений для СНК.

Создаются новые группы и отделы: сектор статистики, секретно-шифровальный отдел и архив. В дальнейшем, добавились отделы по организации и контролю за работой судебных органов и по руководству за работой адвокатуры и судебных исполнителей.

Структура НКЮ КССР состояла из:

1.отдела судебных учреждений;

2.отдела оказания юридической помощи и судебной защиты населения;

3.отдела нотариата;

4.отдела кодификации законодательства КССР;

5.отдела подготовки, учета и распределения кадров;

6.финансового отдела.

В состав коллегии Народного комиссариата юстиции входили заместитель наркома, заведующие отделами судебных учреждений, отдела кадров и отдела кодификации.

Перед началом Великой Отечественной Войны в КССР работало 5 областных управлений юстиции, однако война потребовала реорганизации и мобилизации всей деятельности советского государства.

На состоявшемся в июле 1941 г. чрезвычайном совещании при наркомате юстиции, на военный трибунал и правоохранительные органы возлагались задачи борьбы с правонарушениями в тылу: нарушения трудовой дисциплины на предприятиях военной промышленности, уклонение от обязательного прохождения курса военной подготовки, и нарушения правил военного учета. На органы юстиции и судебные органы возлагалось проведение комплекса мероприятий, направленных на укрепление обороноспособности страны, на борьбу с дезертирством, спекуляцией. Поэтому с января 1942 г. НКЮ имело право привлекать к уголовной ответственности уклоняющихся от воинского учета и исполнения воинского долга.

В марте 1946 г. Наркомат юстиции республики преобразован в Министерство юстиции Киргизской ССР, в компетенции которого оставалось выполнение тех же функций и задач.

Однако в 1958 г., под мотивом того, что многие центральные органы стали дублировать отдельные функции и осуществление централизованного руководства усложнилось, Министерство юстиции было ликвидировано, а его функции переданы Верховному Суду.

После упразднения Министерства юстиции при Совете Министров Киргизской ССР была образована юридическая комиссия, которая занималась разработкой положений Гражданского кодекса, обсуждением его статей и внесением предложений по пересмотру других законодательных актов. В ведение Юридической комиссии передавалась и адвокатура.

Со временем, в связи с увеличением многообразия задач в различных областях советской системы, возникла острая необходимость дополнять и корректировать все существовавшие нормативно-правовые акты в союзном масштабе. Но, только силами сотрудников судебных органов и юридической комиссии решить данную проблему не представлялось возможным и в целях улучшения качества издаваемых законодательных актов в 1970 г. вновь образовано Министерство юстиции Киргизской ССР.