Ремесленничество: Внешний вид юрты и кузнеца за работой

Внешний вид юрты и кузнеца за работой. Фото:1910 год

Историческая справка: Полевая -передвижная кузница. Обработка металлов известна киргизам уже давно. Из добывавшегося на оз. Иссык-Куль шлихового железного песка, путем плавки его в примитивных горнах, получали железо. Кузнецы темир уста изготовляли подковы, ножи, серпы, ножницы для стрижки овец, железные путы для лошадей, топоры, а более искусные — оружие. Серебряных дел мастера (кюмюш уста, зергер) делали из серебра женские украшения, украшения для мужских поясов, сбруи и т. п., часто отличавшиеся большим художественным вкусом. Киргизским ювелирам известны следующие приемы художественной отделки ювелирных изделий: гравировка, чернение, серебрение, золочение, техника зерни, чеканка, а также штамповка.
Широкое развитие кузнечного дела у киргиз требовало большого количества материала. Бронзовые и медные украшения, главным образом конского убора, и поясные наборы киргизов отличаются большим разнообразием. Производство находилось в руках тех же кузнецов, сочетавших и ремесло литейщиков. В тесной связи с кузнецами работали киргизские ювелиры. Благодаря развитой торговле киргизы были знакомы с художественными произведениями Ирана и Китая. В своих изделиях киргизские ювелиры сумели переработать эти образцы и на основе местных художественных традиций более раннего времени создали новое степное искусство.

Информационная справка: Кыргызские кузнецы и ювелиры изготовляли в основном художественные изделия из железа и серебра. Серебром и посеребренным железом украшали детали конской сбруи (бляшки, подвески); женские украшения ( кольца, браслеты, накосники, серьги, пуговицы и т.п.); мужские кожаные пояса, а также некоторые предметы быта – ножи, огнива, шесты-вешалки, сундучки, футляры для чашек, кожаные сосуды для кумыса, обтянутые кожей деревянные футляры для пиал. Очень интересны по форме мелкие бляшки, украшавшие кыргызские кичимы: они выполнялись в виде многолепестковых, прямоугольных, пальметтовидных и крестообразных розеток симметричного и асимметричного строения . Подобные бляшки бытовали в эпоху средневековья у енисейских кыргызов.



Технические приемы орнаментации кыргызских изделий из металла отличались разнообразием: аппликация (насечка серебром по железу), гравировка, чеканка, штамповка, ажурная резьба, чернь, украшение эмалью, зернью, цветными каменьями, кораллами. Первые три техники были известны енисейским кыргызам, остальные приемы были восприняты кыргызами, очевидно, новое время под влиянием среднеазиатских городских центров.

Орнамент на металлических изделиях составляют «волна» с завитками, зигзаг, заштрихованные треугольники, ромбы, четырехлепестковые розетки, мелкие кружки, крестообразные фигуры, узоры в виде скобки, рогообразные завитки и т. д.

По технике исполнения и декору кыргызские изделия из металла имеют сходство с произведениями казахов, узбеков, башкир, алтайцев, тувинцев и бурят.

Материал публикуется по книге: А.Ю.Мальчик. История кыргызского народного прикладного искусства: эволюция кыргызского орнамента с древнейших времен до ХХ в. – Б.: Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, 2005

Источник:Центральный государственный архив кинофонофотодокументов(ЦГА КФФД)