Первый легковой автомобиль в городе Нарын

Первый легковой автомобиль в городе Нарын. Фото:1933 год

Информационная справка: Транспорт в Нарынской области преимущественно автомобильный. До середины 30-х гг. единственной колесной дорогой служил Кочкоро-Нарынский почтовый тракт. В 1936 г. была построена автодорога Рыбачье — Нарын — Торугарт, которая связала Нарын с Прииссыккульем и Фрунзе. Позднее от нее прошли дороги: Кочкорка — Чаек — Мин-Куш, Нарын — Казарман и другие.

Историческая справка: История развития транспорта и связи. Наиболее развит автомобильный транспорт как самый удобный в условиях нашего горного края. На его долю приходится 97% всех перевозимых грузов внутри республики.

Крупнейшей автомагистралью Киргизии является дорога Бишкек — Ош, образно именуемая «Великим киргизским трактом».

Широкое шоссе пролегло там, где прежде, прижимаясь к отвесным скалам, тянулась лишь овечья тропа. Нелегким было строительство дороги. Длина ее 650 км, из них около 300— через горы, два 3-километровой высоты хребта, два заоблачных перевала... Чтобы построить дорогу, пришлось переместить 11 млн. кубометров грунта, соорудить более 100 мостов через реки и ручьи.

Но самое грандиозное сооружение трассы — Сусамырский тоннель, пронзивший Кыргызский хребет. Его длина —2,5 км.

Дорога вошла в строй в 1965 г., автотрасса сократила путь от столицы республики до областного центра на 800 км. В ее строительстве принимали участие московские метростроевцы — знаменитая бригада В. Е. Шипилова, возводившая станцию «Комсомольская».

Поскольку Боомское ущелье было кратчайшим путем между Иссык-Кулем и Чуйской долиной, оно еще задолго до революции использовалось местным населением. Но какая это была дорога? П. П. Семенов-Тян-Шанский, совершивший путешествие на Иссык- Куль в 1856 г., мастерски описал тогдашний Боом: «Движение наше вперед было до крайности затруднено тем, что наша тропинка не могла следовать непрерывно по самому берегу реки, так как местами береговые утесы падали в нее совершенно вертикально, и приходилось подниматься на боковые стены этого каменного коридора... Кое-где вместо этих обходов мы шли, где было возможно, вброд у подошвы обрыва, против бурного течения реки через скалы, наполняющие ее ложе, с ежеминутной опасностью для каждого из нас быть снесенным с нее бешеными волнами».

В 1878 г. через Боомское ущелье впервые проложена колесная дорога, узкая, неровная, петляющая вдоль русла р. Чу. В том же году построен деревянный мост — прадед Красного моста, называвшийся Интендантским.
В настоящее время автомагистраль по Боомскому ущелью — одна из лучших горных автомобильных дорог нашей страны.

В 40-е годы нынешнего столетия через Боом построена железная дорога, соединившая Токмак и Балыкчы. Строительство дороги велось в трудные годы Великой Отечественной войны.

Первый поезд прошел здесь в мае 1948 г.

Первый автомобиль на улицах бывшего Пишпека появился в 1912 г.



В 30-е годы излюбленным средством передвижения фрунзенцев были велосипеды. Уже к началу 1934 г. в городе насчитывалось более 1000 велосипедистов. И если учесть, что во Фрунзе в тот период проживало немногим более 40 тыс. жителей, то окажется, что почти каждая десятая городская семья имела это транспортное средство.

Первые два пассажирских автобуса появились во Фрунзе в 1934 г. Протяженность первого городского маршрута была всего несколько километров.

В 1983 г. объем пассажирских перевозок возрос против 1936 г. в 349 раз и составил 523 млн. человек, а пассажирооборот — в 364 раза. В 1984 г. автомобильным транспортом перевезено 313,8 млн. т грузов.

Протяженность автомобильных дорог в республике к концу 1984 г. равнялась 23,5 тыс. км против 5,2 тыс. км к началу 1927 г.

До 1932 г. ни один город Кыргызстана не имел мощеных улиц и тротуаров. Первые 360 м пешеходных дорожек были сданы в эксплуатацию в г. Фрунзе по улице Дзержинского и Ленинскому проспекту, а к 1935 г. протяженность их возросла до 7,4 км, мощеных улиц — до 12,8 км.

Построенная в 1926 г. железнодорожная линия Луговая — Пишпек связала г. Бишкек со всеми экономическими районами страны. Эсплуатационная длина железных дорог в республике к концу 1924 г. составляла 104 км. К концу 1984 г. длина стальных магистралей Кыргызстана достигла 372 км. Только за 1984 г. железнодорожным транспортом перевезено 8119 тыс. т грузов.


Первая киргизская внутренняя авиалиния была открыта 7 ноября 1933 г. по маршруту Фрунзе—Рыбачье — Пржевальск, выполнялся рейс двумя самолетами У-2 ежедневно. Пилотировал самолет летчик Николай Иеске. Вскоре воздушные трассы в горном крае стали прокладываться одна за другой: Рыбачье — Нарын — Узген — Ош (1934 г.), Фрунзе — Ош (1935 г.) и др.

Летом 1934 г. на фрунзенском аэродроме было три самолета У-2. Киргизия делала первые шаги на своем крылатом пути...

Сегодня авиация прочно вошла в жизнь республики. Протяженность местных воздушных линий превысила 5 тыс. км.

Воздушные линии соединяют столицу Кыргызстана с Москвой и Петербургом, со многими городами страны. Аэропорт «Манас» в г. Бишкек способен обеспечить взлет и посадку самых современных лайнеров.

Иссык-Куль... Кыргызское море. Оно не только нежит у своих берегов отдыхающих, но и работает. На упругих волнах носит озеро суда различных марок. Когда же впервые появились суда на Иссык-Куле? »

Попытка организовать судоходство сделана еще в конце XIX в. Но она не увенчалась успехом. В 1916 г. на озере действовало уже 12 парусных судов, способных двигаться только при попутном ветре. Рейс их из Липенки или Джаргылчака до Балыкчы длился 1,5—2 месяца. Они возили лес, пшеницу, шерсть.

В 1926 г. создано Иссык-Кульское пароходство. С тех пор — это один из важнейших узлов в транспортной сети республики.

Общая протяженность эксплуатируемых водных путей в 1984 г. равнялась 576 км. Только за 1984 г. пароходством было перевезено 557 тыс. т грузов, 89,6 тыс. пассажиров.