Агитпроп курсы при горрайкоме ВКП(б) города Фрунзе

Агитпроп курсы при горрайкоме ВКП(б) города Фрунзе Фото: 1928 год

На фото: В втором ряду первый слева - Касым Тыныстанов; в третьем ряду второй слева - Зияш Бектенов

Историческая справка: Во 2-й пол. 20-х гг. центром лит. жизни города становится Кирг. пед. техникум, при к-ром в 1927 организуется лит. кружок «Кызыл учкун» («Красная искра») — первое проф. объединение кирг. литераторов. Занятия в кружке способствовали становлению писателей А. Токомбаева, К. Маликова, М. Элебаева, Дж. Боконбаева и др. Лит. кружки создаются также в с.-х. техникуме, партийно-советской школе. Начинает развиваться и кирг. лит. критика. Среди критиков этого периода выделяется Т. Джолдошев. Не ослабевает внимание к сбору и изучению кирг. фольклора. В сент. 1928 во Фрунзе состоялся первый смотр нар. талантов, в к-ром принял участие нар. акын-демократ Токтогул Сатылганов.

В 1930 молодые писатели Киргизии объединились в Кирг. ассоциацию пролетарских писателей (Кирг. АПП), пред. правления к-рой вскоре стал А. Токомбаев. Через год начинает выходить лит. ж. «Чабуул», к-рый сыграл важную роль в деле становления и развития кирг. сов. лит-ры. В июне 1932 Кир- обком ВКП(б) принимает решение о реорганизации Кирг. АПП. Созывается 1-я конференция кирг. писателей, создаётся орг. комитет Союза писателей Киргизии. 22 апр. 1934 во Фрунзе открывается 1-й съезд Союза писателей Киргизии. В тот же год во Фрунзе состоялось совещание с участием акынов, писателей, критиков, редакторов и корреспондентов газет и журналов, на к-ром говорилось о качестве лит-ры, о методе социалистич. реализма, была поставлена задача овладеть им. Большое влияние на творчество кирг. литераторов оказал 1-й Всес. съезд сов. писателей (авг. 1934). На съезде присутствовали А. Токомбаев, Дж. Турусбеков, М. Элебаев, К. Маликов, Дж. Боконбаев, К. Баялинов. После съезда активизируется работа среди акынов и сказителей.

В чл. Союза писателей принимаются акыны А. Усенбаев, К. Акыев, манасчи С. Каралаев. В мае 1938 во Фрунзе проводится 1-й респ. слёт акынов и манасчи. В широких масштабах осуществляются записи и публикации произв. фольклора и акынов-демократов. Во Фрунзе торжественно отмечаются юбилеи Токтогула Сатылганова и Тоголока Молдо, проводятся собрания и лит. вечера, посвящённые А. С. Пушкину, А. М. Горькому, В. В. Маяковскому. Во 2-й пол. 30-х гг. кирг. писатели обращаются к переводу на родной язык классич. произв. русской, многонациональной сов. и мировой лит-ры: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (пер. К. Баялинов), «Мать» М. Горького (пер. М. Догдуров), «Как закалялась сталь» Н. А. Островского (пер. С. Карачев), «Гамлет» У. Шекспира (пер. К. Эшмамбетов), «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели (пер. А. Осмонов) и др. Эти переводы способствовали интенсивному обогащению кирг. нац. культуры, в т. ч. лит-ры. Важными событиями лит. жизни явились издания произв. оригинальной художеств, лит-ры на кирг., рус. и дунганском яз. писателей Дж. Турусбекова, Дж. Боконбаева, Т. Уметалиева, А. Осмонова, Т. Сыдыкбекова, А. Токтомушева, Р. Шукурбекова, Н. С. Чекменёва, С. А. Фиксина, Е. Н. Ковского, Н. Н. Удалова, Я. Шивазы, Ю. Яншансина, К. Маева и др.



Историческая справка: После Великой Окт. социалистич. революции представители зарождающейся киргизской советской интеллигенции, обучавшиеся в Верном (Алма-Ата) и Ташкенте, публикуют свои первые произведения в газетах и журналах, издававшихся на татарском и казахском яз. Среди напечатанных в то время — произведения: «Вот новая эпоха», «Стих-песня» Дж. Тулегабылова, «Утро» К. Тыныстанова, «Кем были мы и кем стали» К. Баялинова, «О коммуне», «Дети, идите в школу» О. Лепесова, «Заря свободы», «В осенней ночи» С. Карачева и др.

С 1924 значение Пишпека как культурного и лит. центра Кирг. автономной области, затем Кирг. АССР, стало быстро возрастать. С дек. 1924 в Пишпеке работала редакция первой кирг. газеты «Эркин-Тоо» («Свободные горы»). В первом её номере, вышедшем 7 ноября в Ташкенте, были напечатаны стихотворения А. Токомбаева «Эпоха Октября» и статья С. Карачева «День Великого Октября».

В 1926 было организовано Кирг. гос. изд-во («Кыргызмамбас»), Создание в городе печатной базы ускорило процесс формирования кирг. сов. письменной лит-ры. Вскоре отдельными книгами издаются повесть К. Баялинова «Аджар» (1928), положившая начало кирг. проф. прозе, рассказы, повести и драмы С. Карачева «В дни неволи» (1928), «Председатель сельсовета Зейнеп» (1928), «На заре свободы» (1929), «На путях равенства» (1929), С. Наматова «Удод» (1929), «Тындымкан» (1930), Ж. Кокенова «На классовой линии» (1930) и др. произв., рассказывающие о тяжёлой жизни кирг. народа в прошлом, о победе нового строя.

В эти же годы книги на кирг. яз. издаются в Москве и в Ташкенте, в частности сборник киргизских поэтов о Ленине «На смерть Ленина» (1924), отрывок из эпоса «Семетей» (1925) сказителя Тыныбека, поэма «Революция» (1925) Тоголока Молдо, коллективный сборник молодых кирг. поэтов (1927), сборник стихов А. Токомбаева «О Ленине» (1927).