И.Н. Панов: Каракол. Каракольское ущелье у лесопильного завода.

Каракол. Каракольское ущелье у лесопильного завода. Фото: И.Н. Панова 1920-е

Историческая справка: В 1922 году революционный лозунг «Культуру в массы» начала осуществлять АХРР — Ассоциация художников революционной России. И одной из первых была выпущена серия открыток «Жизнь и быт народов СССР». Тираж в 5000 экземпляров состоял всего из 18 открыток, на которых были репродукции картин, отображающих советскую действительность — «Пионеры в деревне», «Алтайская хижина», «Рыбаки с Мурмана». Сегодня они считаются большой редкостью.
С мая 1928 года издательство стало именоваться АХР — Ассоциация художников революции. В это время выпускается много пейзажных открыток, посвященных красоте природы Крыма, Урала, Средней Азии.
В 30-х годах производство почтовых открыток было поставлено на конвейер. Их выпуск осуществлялся государственным издательством искусств в Москве. («ГИЗ» до 30 года, после-«Изогиз» (Изобразительное искусство). Некоторые открытки были выпущены типографией Меццо-тинто Сокрайшефсовета Москвы. Это таинственное название объясняется так — в начале 30-х годов были образованы советы по шефству над деревней под лозунгом «Смычка города с деревней». Делегации горожан отправлялись на село учить крестьян новой жизни: создавать коммуны, подписываться на заем, вместо икон вывешивать портреты советских руководителей. Для изготовления агитматериалов шефсоветам было предоставлено право издательской деятельности с привлечением частных типографий. Так вот и попало нэпманское гравюрное предприятие «Меццо-тинто» в Сокольнический районный шефсовет города Москвы – Сокрайшефсовет.
В эти же годы в Средней Азии плодотворно работали фотокорреспонденты Иван Панов и Макс Пенсон. И, несмотря на провинциальную изоляцию, в их творчестве отражены основные мировые тенденции фотоискусства того времени. Фотографы сумели создать не только своеобразную фотолетопись азиатских городов, но и сохранили для потомков неповторимый восточный колорит памятников культовой архитектуры, картины городских улиц и зданий, которых уже давно нет. В те годы существенно менялся уклад жизни людей, что также находило яркое отражение на их снимках.


Иван Панов в 1929 году работал в Киргизии. О высоком профессионализме этого замечательного фотомастера мы сегодня можем судить только по нескольким десяткам сохранившихся открыток. Они тематически продолжали серию «Жизнь и быт народов СССР» и открывали серии «Народы СССР» и «Киргизская АССР». Только благодаря Панову мы можем увидеть первые суда Иссык-Кульского пароходства, тенистые улицы-аллеи Фрунзе и Каракола, климатические курорты Койсары, Джеты-Огуз и Ак-Суу, неповторимые бытовые сюжеты, фотографии отдельных персонажей и многолюдных базаров. На его открытках раскрывается не постановочная, а реальная жизнь того времени, и, возможно, гораздо точнее и шире, чем в иных многословных описаниях. Для него характерен нестандартный ракурс, в кадре обычно много людей, можно рассмотреть их одежду, предметы быта.
В 1959 году Панов работает в Кисловодске, Сочи и Ставропольском крае, после приезжает во Фрунзе и предлагает приобрести комплект своих открыток, посвященных Кыргызстану. После экспертной оценки, осуществленной известным историком В. Галицким, коллекция была приобретена и поступила в Исторический музей. И сегодня эти почтовые открытки являются ценными документами, особенно, если учесть, что иного иллюстративного материала того времени у нас нет.