Алай. Кыргызская невеста Катынь Арт в национальной одежде и украшениях

Алай. Кыргызская невеста Катынь Арт в национальной одежде и украшениях Фото: 1906 год

Информационная справка: В древности на одежду киргизов сказывался приимущественно натуральный характер хозяйства. Широко использовались грубая домотканина из овечьей и верблюжьей шерсти, домашней выделки шкуры и войлок. Завозившиеся из узбекских и таджикских городов, а с середины XIX в. и из России, хлопчатобумажные ткани, бархат и шелк приобретали в основном зажиточные скотоводы; их использовали для изготовления праздничной одежды. Общая стоимость одежды была высока, и в семьях, имевших мало скота, ее носили, пока она не расползалась от ветхости. Одежда знати отличалась от одежды простых пастухов и табунщиков. Ее шили из добротного материала, она украшалась дорогим мехом, вышивкой, серебряной чеканкой. Во второй половине XIX в. богатые скотовладельцы стали покупать готовую одежду и, таким образом, в традиционный костюм киргизов начали входить новые элементы, заимствованные от соседних народов.

Историческая справка: Киргизский женский костюм. Традиционный киргизский женский костюм включает два компонента – это набедренная одежда в виде распашной юбки бельдемчи и шапочка, надевающаяся под тюрбан. Нарядные бельдемчи из черной блестящей ткани, из пестрых среднеазиатских шелков, иногда из домотканого сукна украшались вышивкой. Вышивку выполняли специальные мастерицы. На повседневных бельдемчи вышивка отсутствовала. По подолу и полам нарядные бельдемчи обшивались мехом выдры. Нарядные, богато вышитые бельдемчи надевали с праздничным национальным костюмом, отправляясь на свадьбу или в гости, а дома – принимая гостей, в дни семейных праздников. Такие бельдемчи давали в приданое, причем дочь получала их от матери, когда через год после свадьбы приезжала в дом к родителям. Бельдемчи надевали чаще всего поверх камзола (кемсал), имевшего короткие или длинные рукава, иногда – поверх платья.



Шапочка плотно охватывала голову и закрывала волосы. Обычно она украшалась вышивкой, причем вышивка выполнялась разными швами. Основные узоры выполнялись ярко-красными (типичный цвет для киргизкой вышивки) нитками, а небольшие промежутки между швами заполнялись преимущественно желтыми, белыми, зелеными нитками. Готовую шапочку обшивали красной шелковой тесьмой.

Для женского костюма характерны также длинное широкое платье-рубаха со стоячим воротником, безрукавка и однобортный камзол до колен со стоячим воротником. Женским национальным головным убором был также высокий тюрбан – элечек.

В женский комплекс входили свободное длинное платье-рубаха из яркой ткани, шаровары, короткая безрукавка из темной ткани или сшитая из такой же ткани приталенная халатообразная одежда - "бешмант" ("камзур"). Замужние женщины на бедрах носили короткую распашную юбку - "бельдемчи", которая пришивалась к широкому поясу. Бельдемчи и пояс украшались вышивкой. Зимой женщины одевали шубу - "ичик". Головным убором девушек была небольшая шапочка, отороченная мехом и украшенная на макушке перьями, - "тебетей". У женщин бытовал сложный двойной головной убор, состоящий из вышитой шлемообразной шапочки, закрывавшей волосы, и высокого белого тюрбана - "элечек". Его форма у разных групп киргизов была различна: у одних он напоминал широкий цилиндр, у других - свободно повязанную чалму. В комплекс одежды богатых женщин также входили ювелирные украшения, имевшие значение оберегов.